Соблюдение Правил по технике безопасности при работе на кранах является необходимым условием безаварийной работы. Всякая авария есть результат каких-либо упущений или нарушений установленных правил. Травматизм также является следствием невыполнения этих правил.
Краны, назначенные для эксплуатации, должны быть исправными и предварительно пройти освидетельствование и осмотры, установленные соответствующими правилами. При наличии дефектов, могущих вызвать аварию, краны эксплуатировать нельзя. К таким дефектам относятся: неисправные предохранительные клапаны, манометры, контрольные пробки, водоуказательные приборы, питательные приборы (инжекторы или насосы) котлов на паровых кранах; неисправный двигатель; неправильное действие систем смазки, охлаждения и топливоподачи двигателя; неисправные муфты сцепления и коробки передач на кранах с двигателями внутреннего сгорания; сильное нагревание и искрение электродвигателей; оголенные шланговые электропровода; незащищенные рубильники; открытые предохранители и сопротивления; незаземленные корпуса электродвигателей реостатов, контроллеров и пусковых приборов на электрических кранах; изношенные канаты и цепи, подлежащие браковке; некомплектные или слабо укрепленные противовесы; неотрегулированные грузовые тормоза, не удерживающие поднятого предельного по грузоподъемности груза в течение 10 мин; неотрегулированные тормоза поворота, не обеспечивающие торможение поворотной части крана с поднятым грузом; незакрытые или неогражденные устройства передач от двигателя к механизмам крана; прогиб грузовой стрелы сверх установленных норм; трещины в элементах металлоконструкции стрелы, у сварных швов, в подвесках стрелы, серьгах, тягах, погнутые пояса стрелы; отсутствие шплинтов, а также зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления; неисправные блоки, предохранительные скобы и бруски, при которых происходит соскакивание канатов; неисправные автоматические указатели вылета стрелы; отсутствие этих указателей; неисправные звуковые сигналы; отсутствие дневных и ручных сигналов.
Рабочие места в кузове крана должны быть чистыми, на механизмы крана нельзя класть какие-либо посторонние предметы. Не должно быть парения арматуры котла и паровой машины, затрудняющей видимость сигналов и площадки производства работ. Обтирочные материалы (тряпки, концы, пакля и т. п.) следует хранить в железных ящиках.
Кран должен обслуживаться только прикрепленной бригадой. Во время работы крана машинист и его помощник не имеют права отвлекаться от своих прямых обязанностей и заниматься посторонними делами: читать, принимать пищу и т. п. Управлять краном может только машинист смены, обслуживающий кран. Помощник машиниста может пускать кран только под наблюдением машиниста, находящегося на кране. Все работы по подъему и перемещению краном тяжестей выполняются под наблюдением опытного в производстве таких работ лица.
Машинист и помощник машиниста не могут уходить от крана, не предупредив друг друга. При кратковременной отлучке помощника машинист полностью отвечает за работу парового котла. В случае необходимости отлучки машинист обязан установить стрелу крана вдоль пути и запереть пусковое устройство (регулятор), выключить зажигание (рубильник) и хранить ключ у себя.
Для нормальной работы зимой кузов крана должен быть отеплен и оборудован соответствующими приборами отопления. В кузове электрических кранов на полу следует иметь специальный коврик. Машинист электрокрана должен иметь резиновые перчатки.
При внезапном выключении тока в сети во время работы электрического крана машинист обязан немедленно остановить кран и спустить поднятый груз на землю, маховик контроллера поставить в нулевое положение и отключить сеть крана от внешней сети. Если грузопустить нельзя, то машинист обязан оградить место, над которым висит груз, и не допускать прохода людей под грузом. В случае не исправностей в силовой сети для их устранения машинист вызывает слесаря-электромонтера.
Принимая смену, машинист крана обязан ознакомиться с записями в книге приема и сдачи смены и проверить: исправность всех механизмов крана и их крепление; наличие и исправность предохранительных ограждений и приспособлений механизмов, обеспечивающих безопасность работы; наличие смазки передач, подшипников и канатов; состояние сальников и смазочных приспособлений. Кроме того, он должен убедиться в исправности дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и рельсовых захватов, в комплектности противовесов и наличии запаса воды. Он обязан также проверить состояние контрольных, питательных и предохранительных приборов котла парового крана; убедиться в исправности освещения крана, фар, буферных фонарей; проверить действие сигнальных приборов (свистка, сирены и т. п.). Машинист должен осмотреть стрелу крана и ее подвеску со всеми элементами (канаты, растяжки, серьги, сжимы, коуши); проверить состояние канатов и их крепление на стреле, барабанах, грейфере, крюке; осмотреть крюк и его крепление к обойме, ходовые части крана, тяговые и буферные устройства. Следует убедиться в исправном действии тормозов при помощи нескольких движений механизмов крана вхолостую, после чего осмотреть тормоза и при необходимости отрегулировать их.
Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда Открыть Скачать